Строительство автодорог: основные этапы строительной технологии

Проект организации строительства автомобильной дороги

Содержание

Автомобильные дороги: проекты строительства в ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ»

Заказчик получает в нашей организации полный комплект документов, которые предусматривает проектирование автомобильных дорог в нашей стране. В их перечень входят следующие:

  • пояснительная записка с проектом полосы отвода;
  • проекты инфраструктурных объектов, включая здания;
  • указания по организации строительства, а также сноса линейного объекта;
  • список мер охраны окружающей среды и обеспечения пожаробезопасности;
  • сметные документы.

Мы выполняем проектирование автодорог и других линейных объектов с использованием передовых тенденций, сложившихся на сегодняшний день в мировой практике дорожного строительства. Спроектированные нами автомагистрали обладают длительным ресурсом и полностью соответствуют запросам заказчиков. С особой ответственностью мы подходим к разработке проектов транспортных сооружений, так как они являются более сложными по сравнению с другими линейными объектами.

Инженерно-геодезические работы

автомобильные дороги проекты строительства

Работе по проектированию земляного полотна автомобильной дороги предшествует инженерно-геодезическое исследование участка, на котором предусматривается сооружение магистрали. С использованием специального оборудования опытные специалисты изучают все условия – состав и состояние грунта, климат, особенности ландшафта и так далее. Это позволяет подобрать правильные конструктивные решения, применение которых на долгие годы обеспечивает нормальные эксплуатационные характеристики эстакад и развязок.

На основании собранной информации принимаются решения об использовании типовых проектных наработок, что позволяет снизить финансовую нагрузку на заказчика проектирования примыканий автомобильных дорог и оптимизировать их себестоимость. Типовые решения адаптируются к конкретным условиям с тем, чтобы линейный объект полностью соответствовал требованиям государственных нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию магистралей в нашей стране.

Комплексное проектирование городских дорог

Использование современных технологий позволяет сократить себестоимость объекта: в проектную документацию наши специалисты закладывают указания по сооружению всей инфраструктуры. Проектом предусматриваются все нюансы, связанные с эксплуатационными характеристиками конкретного объекта с учётом его специфики.

К организации проектирования дорог мы подходим комплексно. Данный подход освобождает заказчика от необходимости поиска стороннего подрядчика для разработки недостающей части проекта. Заказывая в институте ТРАНССТРОЙПРОЕКТ проектирование, вы получаете документы, которые пройдут процедуру согласования в надзорных и органах, в том числе ГИБДД. Качество проектной документации обеспечивается высокой квалификацией исполнителей и использованием современных расчётных методик.

Мы прорабатываем вопросы сооружения зданий и вспомогательных объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования магистралей в местах их пересечений и разъездов. При составлении проекта предусматривается установка всех дорожных знаков и нанесение необходимой дорожной разметки. В рамках работ по модернизации существующих развязок мы выполняем проектирование временных дорог и эстакад для обеспечения бесперебойного движения транспортных потоков, особенно, на загруженных участках трасс федерального и регионального значения.

Что связывает изыскание и проектирование автомобильных дорог

Первоначально проводятся всесторонние исследования целевой местности. Таким образом, изыскание и проектирование автомобильных дорог неразрывно связаны между собой, ведь местность должна обладать соответствующими техногенными, климатическими и геологическими условиями.

Разработка проекта и непосредственно комплекс строительных работ определяются и регулируются нормативно-правовой документацией. При этом нормы проектирования автомобильных дорог подразумевают кроме создания дороги ещё и комплекс дополнительных сооружений, разработку плана коммуникаций, лесонасаждений и т.д.

проектирование дороги
Создание проекта дороги

Также специалисты должны определить технические параметры, подсчитать оптимальное количество строительных материалов, привлечь соответствующее количество спецтехники и рабочих, установить этапы и сроки строительства, рассчитать сроки окупаемости всех средств, затраченных во время строительства.

Выполнить все работы необходимо не только в кратчайшие сроки, но и максимально правильно – допущения нескольких малейших ошибок вполне достаточно, чтобы сроки строительства были сорваны, а сами дороги вышли из строя за считанные месяцы.

Как происходит проектирование плана трассы

Автомобильная дорога и примыкание к ней проектируется в несколько этапов. Процесс сложный и требует большого внимания со стороны всех участников. В него входят:

  • анализ и выбор направления дороги по топоплану местности;
  • анализ ландшафтных особенностей территории;
  • учет принципов охраны окружающей среды;
  • определение радиуса кривых на плане проектируемой трассы;
  • обеспечение норм безопасности движения на кривых проекта;
  • выбор и сравнение разных вариантов трассы;
  • оформление чертежа выбранного варианта трассы.

На что необходимо обратить внимание при подготовке к прокладке дороги

При выполнении всех работ по изысканию и проектированию автодорог, эксперты уделяют особое внимание грунтовым условиям и особенностям климата в данном регионе, в первую очередь – количеству осадков в холодное время года.

график количества осадков

Исследования грунта позволяют не только уточнить несущую способность грунта (и, соответственно, решить вопрос о необходимости уплотнения имеющегося грунта), но и выяснить, насколько глубоко залегают грунтовые воды в разные времена года.

Если уровень залегания вод достаточно глубок, он не способен оказать значительного влияния на дорогу. При малой глубине залегания может иметь место «игра» грунта, при которой его поверхность резко меняется в зависимости от времени года.

В таком случае строительство автомобильных дорог ведётся при использовании дополнительных материалов, обеспечивающих прочность и надёжность основания. Работая на месте будущего строительства, инженер оценивает ландшафт и подбирает оптимальные места для постройки мостов, а также укладки подземных коммуникаций.

Гидрологические данные в сумме с климатическими особенностями района позволяют ему подобрать толщину дорожной одежды, которая позволит с одной стороны снизить расходы, а с другой – гарантировать надёжность и долговечность автомобильной дороги даже при интенсивном движении тяжелогружёных грузовиков.

Строительство дороги происходит в несколько этапов, так как для достижения нужных качеств, используется несколько слоёв материалов. На грунте оборудуется подушка из песка. Он не только хорошо отводит избыток влаги от дороги, но и равномерно передаёт нагрузку на грунт.

После этого идёт базовый слой. Чаще всего базовым слоем дорожной одежды выступают каменные материалы. Низкая стоимость в сумме с доступностью, высокой прочностью и долговечностью делают камень лучшим выбором в такой ситуации.

Верхний слой дорожной одежды выполняется из материалов, которые не только прочны и способны выдерживать разные виды нагрузки (сжатие, изгиб, растяжение), но и хорошо работают в условиях частых перепадов температуры и повышенной влажности. После этого следует промежуточный слой и, наконец, дорожное покрытие. Для укладки этих трёх слоёв используется асфальт.

укладка асфальта

Но слои должны отвечать разным требованиям, поэтому и марки асфальта используются различные. Самым дорогим является верхний слой (покрытие). Его отличительной особенностью является использование битума дорогих марок, мелкого щебня и специальных добавок, благодаря которым готовый асфальт может противостоять высокой температуре, частым её перепадам, а также повышенной влажности.

Чтобы обеспечить хорошее сцепление разным слоям, тем самым повышая прочность дороги и её долговечность, используются специальные вещества – так называемые геосинтики.

Для проверки готовой конструкции она подвергается кратковременным нагрузкам – обычно через определенный участок автодороги пропускается несколько большегрузных автомобилей. Если на трассе не осталось следов деформации, значит, вся работа была выполнена качественно, при использовании подходящих материалов.

большегрузные автомобили

Что входит в проект?

Этапы:

  • Выполнение Технических условий, выданных балансодержателем участка автодороги;
  • Устройство съездов и переходно-скоростных полос (ПСП);
  • Проект организации движения (ПОДД па период строительства, эксплуатации);
  • Проект освещения;
  • Устройство водоотвода.

Проектирования трасс общего пользования

Автомагистрали, как городские, так и загородные, постоянно находятся под воздействием постоянных и временных механических нагрузок, а также множества климатических факторов. Особенно это заметно в нашей стране, где количество циклов «заморозка-разморозка» за год может достигать десятков.

Также на дорожное полотно разрушительно воздействуют снежные заносы, осадки, грунтовые воды и ряд прочих факторов. Это и является основной причиной, по которой проектирование автодорог представляет собой столь сложную работу, доверять которую можно только опытным и достаточно квалифицированным инженерам.

Для разработки проекта, воплощение которого позволит решить транспортный вопрос в конкретном регионе, специалист должен иметь определенный объём информации. Только в этом случае можно гарантировать нужный уровень безопасности и удобства эксплуатации трассы для пассажирских и грузовых перевозок.

трасса для грузовых перевозок

Какие бывают типы дорог

Если рассматривать в глобальном плане, то автодороги бывают общего и необщего пользования. В первую очередь определяется тип по значению: федеральный, региональный, частного и местного плана. По классу различают три основных вида: скоростные, обычные и автомагистрали. Это основные разновидности в соответствии с общепринятой классификацией. Внутри каждого отдельного типа дорог бывают дополнительные критерии определения функционального назначения.

При выполнении проектирования выбор осуществляется по критериям общепринятой классификационной сетки.

Важно, что дороги общего пользования обязательно получают наименование, которое присваивается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Также они должны иметь идентификационные номера. Каждая новая проектируемая автодорога в последующем вносится в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Процесс создания проекта новой дороги продолжительный во времени. Это объясняется в первую очередь необходимостью сбора большого объема сведений и исходной документации. Дольше всего по времени проводятся инженерные изыскания, позволяющие получить объективное понятие особенностей местности, где будет проходить автодорога. Линейные объекты проходят многоступенчатую процедуру контроля, выверки расчетов и согласования в государственных контролирующих органах.

Что необходимо учитывать при разработке автодороги

На одном только решении, что нужна дорога, разработка проекта не базируется. В основе лежит многоэтапная и комплексная подготовка по нескольким направлениям. Речь идет о топографическом анализе местности.

проектирование дорог

С этой целью проводят геодезические изыскания и топографическую съемку местности. Влияние оказывают геологические особенности. От них зависит выбор технологий и методик прокладки трассы, магистрали или любого другого типа дороги. Климатические и социально-экономические условия региона, имеющаяся и планируемая инфраструктура – все учитывается при разработке проекта. Каждое решение по автодороге должно быть обосновано:

  • ширина проезжей части;
  • предельный уклон для автомобилей разных марок;
  • скоростной режим;
  • расстояние видимости при обгоне;
  • интенсивность движения на дороге и др.

Почему изыскания и проектирование дороги связаны между собой?

Для начала нужно определить, что такое проектирование строительства автомобильных дорог. Проектирование строительства – комплекс изыскательных работ, который включает в себя конструкторские и экономические расчеты, требующие усилий и времени.

Проектирование связано с изысканием, потому что прежде, чем начать планировать, нужно исследовать местность. В первую очередь внимание обращается на следующие условия:

  • Климатические.
  • Техногенные.
  • Геологические.

Разработка проектов должна осуществляться на базе документов, в которых указаны все нормы и условия для осуществления определенного вида работы.

Проектирование дороги подразумевает планирование лесонасаждений и коммуникаций, поэтому прежде, чем приступить, вам необходимо разобраться с местностью вокруг.

Проектирование и изыскания – это сложные процессы, которые требуют особого подхода, поэтому стоит обратиться к профессионалам. В работу специалиста, то есть в проектировании, обязательно должны быть включены следующие этапы:

  1. Подсчет количества материалов, которые нужны для работы.
  2. Определение технических параметров.
  3. Подсчет рабочих и техники, необходимой для строительства.
  4. Определение этапов, а также сроков, в которые строительство должно завершиться.
  5. Расчёт периода окупаемости.

С чего начинается проектирование?

Безусловно, с чего-то нужно начать. Строительство автомобильной дороги всегда начинается с рытья корыта, называющегося дорожным. Далее устанавливаются бордюры. Собственно, проектирование и должно начинаться с определения размеров корыта, мест под бордюры.

Здесь важно обратить внимание на назначение дороги, то есть насколько высокая нагрузка будет оказываться на покрытие, а также какой будет максимальная скорость автомобилей или хотя бы средняя. Учитывая эти факторы, специалист начинает планировать первый этап, который включает в себя подготовку к строительству, а также его начало.

Нормы проектирования дорог

Проектирование строительства автомобильных дорог должно опираться на нормы, установленные законом. Расходы ресурсов природы должны быть грамотными и рациональными, поэтому был принят такой документ как СНИП (Строительные Нормы и Правила РФ). К данному пособию также идут рекомендации, которые включают в себя информацию по разработке и строительным работам. На самом деле пособий к СНИПу много, каждое из них создано под определенные условия.

Важно понимать, что проектирование полотна должно быть более детальным. Нужно учесть все нюансы, потому что от этого зависит качество будущей дороги. Часто можно заметить слабый грунт или некачественное основание, которое затем может привести к скорому разрушению.

Стоит сказать, что СНИП совсем недавно был обновлен. До 2006 года не было никаких нововведений, хотя, судя по развитию и появлению новых технологий, изменения в документ, включающий в себя нормы проектирования, должны были быть ежегодно. К счастью, сейчас на это обратили особое внимание, и теперь нормы видоизменяются, обновляются и улучшаются, что не может не радовать.

Что стоит учесть при подготовке к прокладке автомобильной дороги?

Грунтовые условия – это те условия, которые не должны остаться не замеченными ни при изысканиях, ни при проектировании дороги. Также, при подготовке к прокладке дороги учитывается климат местности, в которой дорога будет расположена и количество осадков, в особенности в холодное время года.

Если провести высококлассное исследование грунта, то можно выявить его несущую способность, решить – нужно уплотнение или нет, определить уровень грунтовых вод, которые в разное время года находятся на разных уровнях.

Если есть какие-либо проблемы, например, когда слишком слабый грунт, в проект нужно добавить дополнительные стадии уплотнения, инструменты и технику, которой будет проводиться работа, а также специалистов, без которых не обойтись. Учтите, что грунтовые условия – это важные требования, пренебрегать которыми нельзя ни в коем случае.

Также, в проект стоит включить все дополнительные материалы, необходимые для прокладки автомобильной дороги.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://tspmsk.ru/vidyi-rabot/proektirovanie/dorogi/
  • https://Proekt-sam.ru/proektzdanii/proektirovanie-avtomobilnyx-dorog.html
  • https://konkurent.ru/article/36624
  • https://podd-mos.ru/proekt-dorog.html
  • https://blagoystroystvo.ru/services/dorogi/stroitelstvo/
  • https://GeomerGroup.ru/uslugi/tehnicheskij-plan/tehplan-avtodorogi.html
  • https://mydor.ru/
  • http://www.Consultant.ru/law/podborki/proekt_soderzhaniya_avtomobilnyh_dorog/
  • https://rovnayadoroga.ru/dorogi/proektirovanie-stroitelstva-avtomobilnyh-dorog.html

[/spoiler]