Стоимость строительства и реконструкции километра автомобильных дорог общего пользования

Сколько стоит километр асфальта

От чего зависит цена километра асфальта?

В России почти 1 400 000 километра дорог разных категорий. Цена 1 км дорожного полотна складывается из многих факторов:

  • какой рельеф, ровная ли дорога или имеет уклоны, изгибы, повороты, какова ширина самого полотна и обочины;
  • каковы характеристики самой трассы, какие будут использоваться материалы и применяться технологии;
  • доступность и стоимость исходных материалов;
  • сколько земляных работ нужно произвести;
  • пересекает ли дорога искусственные объекты, затрагивает ли строительство коммуникации;
  • нужно ли выкупать земли, попадает ли в охранные территории.

Ремонт дороги фото

Климатические условия

На стоимость километра дороги влияет необходимость преодоления различных неблагоприятных условий (подвижные грунты, вечная мерзлота в северном регионе, лавиноопасность гор и т. д.) и критические условия климата (холод, резкие перепады температуры, большое количество осадков).  В зависимости от климатической зоны стоимость строительства 1 км 4-полосной автодороги в России может различаться в 4 раза.

Около 70% территории России приходится на район Крайнего Севера и схожие по климатическим условиям регионы. От Карелии и до Приморья наблюдаются сложные условия строительства, а именно: низкая температура зимой, небольшой строительный сезон, промерзание грунта на большую глубину и много осадков. В связи с этим в процессе строительства требуются капиталоемкие инженерные решения повышенной сложности.

Обустройство высоких насыпей и создание в основании полотна дополнительных морозозащитных слоев увеличивают энергозатраты, и существенно снижают эффективность эксплуатации дорожно-строительного транспорта и механизмов. Эти факторы повышают стоимость автодорог. Можно утверждать, что большая часть выделенных для строительства дорог денежных средств уходит на борьбу с неблагоприятными и сложными климатическими условиями.

Не выполнять строительство автодорог в северных регионах нельзя. Дело в том, что дороги – это связывающее звено многих населенных пунктов страны, благодаря им осуществляются коммерческие и социальные перевозки, что способствует экономическому развитию государства. Если не проводить строительство дорог в каком-либо районе, он станет безлюдным местом, не приспособленным для комфортного проживания людей.

За счет холодного и неблагоприятного для дорожных работ климата возникает необходимость осуществлять строительство автодорог в сложных условиях. Из-за этого в некоторых странах наблюдается более дорогостоящее устройство дорожных одежд. Еще в процессе разработки проекта планируется сделать значительную толщину нижнего слоя основания и дополнительных слоев, что позволяет обеспечить морозоустойчивость автодороги. В США высота основания – 62,5 см, в Китае она составляет уже 90 см, а в России в пределах от 120 до 150 см.

На стоимость строительства автодороги оказывают важное влияние грунтовые условия местности и особенности рельефа. Например, удельные показатели цены строительства полотна в Финляндии различаются в следующей последовательности: в 2—3 раза в зависимости от грунтовых условий, в 1,3-3 раза учитывая особенности рельефа и в 1,5-3 раза исходя из условий застройки.

Выкуп земель и затраты на снос застроек

Важным фактором, влияющим на стоимость километра дороги считаются затраты на подготовительные работы. Имеются в виду процессы: денежная компенсация собственникам различных недвижимых объектов, выкуп участков земли на территории будущего строительства и свод лесов. Часто требуется сделать снос, перенос или вынос жилых зданий, сооружений разного предназначения и инженерных коммуникаций.

Строительство автодороги подорожает во много раз если новая трасса будет проходить в густонаселенной местности. В отличие от зарубежных правил, по отечественным нормативам в смету строительства дороги включаются затраты на снос объектов недвижимости, отселение жителей местности, компенсационное строительство и перекладка коммуникаций.

Полезный совет! Владельцы недвижимости и проживающие на территории будущей дороги граждане должны знать, что по закону им должны выплатить компенсацию.

Затраты на ликвидацию строений, выкуп земель и компенсацию собственникам за сносимые объекты, расположенные в зоне строительства могут составлять от 5 до 30% от общей стоимости дорожно-строительных работ. Как утверждают специалисты, большая часть земельных резервов, используемых для строительства автодорог застроены или же находятся в собственности, поэтому их надо выкупить.

Вышеперечисленные затраты включаются в сметную стоимость дороги. В России они составляют минимум 5% суммы на незастроенной территории и максимум 55% на участках плотной застройки. Если на территории имеется густая сеть инженерных коммуникаций, в этом случае показатель предварительных затрат может приравниваться к стоимости строительно-монтажных и дорожных работ.

Интересный факт!  В США выделяется федеральное финансирование только при условии, что регион уже обеспечил из собственного бюджета выкуп земель, проектно-изыскательские работы, перенос коммуникаций, снос строений и выплаты собственникам средства за объекты, находящиеся в районе будущей трассы.

Габариты дорожного полотна

На стоимость километра дороги существенно влияют действующие стандарты строительства. Согласно отечественным стандартам, ширина 1 полосы многополосной дороги 3,75 м, за рубежом 3,5–3,75 м. Важный фактор, влияющий на цену строительства – отсыпка основания дороги для разделительной полосы. По нашим стандартам оно должно быть 5–6 м, а по международным нормам проектирования дорого ширина разделительной полосы должна быть 3–4 м.

Еще один фактор, влияющий на цену строительства дорожного полотна – это обочина. При устройстве дорог первой категории в России она должна быть не меньше 3,75 м (ширины полосы), а за рубежом обочина имеет ширину 2-3,3 м. В связи с действующими стандартами, полосы автодорог в России шире на 7-14% зарубежных, а обочины больше по ширине на 12–40%. Так как автомагистрали России почти в 2 раза шире зарубежных аналогов, объем и стоимость работ также отличается.

При строительстве автодорог закладывается в сметную стоимость расчетная скорость движения, которая может различаться в разных странах. Этот показатель для российских автотрасс равен 140–150 км/ч, что не соответствует требованиям для автомагистралей в Азии и США, где расчетная скорость движения 120 км/ч. Повышенные технические требования значительно усложняют геометрию маршрутов для автотранспорта, что приводит к увеличению финансовых затрат на строительство.

Важно! Только 12% автотрасс в России рассчитаны на весовую нагрузку до 11,5 тонны на ось, 58% автотрасс могут выдержать осевые нагрузки до 11 тонн, 35% автодорог не предназначены для проезда автотранспорта с нагрузкой от 10 тонн. Около 1/4 части автомагистралей эксплуатируются с превышением нагрузки и расчетной скорости движения транспорта.

Средняя стоимость строительства 1 км дороги с 4 полосами

Страна Средняя цена (в рублях)
Россия 75 млн ₽
США 270 млн ₽
Канада 233 млн ₽
Китай 226 млн ₽
Германия 208 млн ₽
Швеция 153 млн ₽

Получается, что в России стоимость дорожного строительства гораздо ниже, чем за границей. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к специалистам компании «Асфальт-Качество».

Как оказалось:

«Другие страны используют специальный бетон и устраивают больше слоев дорожной одежды. И поскольку материалы основания стоят дороже асфальта, это удорожает общую смету»

В любом случае, стоимость строительства и асфальтирования дорог в России нельзя назвать завышенной. При этом 75 млн ₽ за километр — цена для дорог с четырьмя полосами движения. Для небольших частных объектов стоимость будет гораздо ниже.

Сколько стоит м2 асфальтирования на частной территории?

Следует понимать, что строительство и асфальтирование дороги — это не одно и то же. Строительство подразумевает более масштабный комплекс работ по устройству основания, тогда как для укладки асфальта требуется лишь замена старого асфальтового покрытия и/или верхних слоев основания.

В каждой отдельной ситуации стоимость работ может различаться, однако есть цены, от которых можно смело отталкиваться:

  • Асфальтирование в Москве — от 420 ₽/ м2;
  • Строительство дороги «под ключ» — от 1300 ₽/ м2;

Подробнее о том, как формируется и от чего зависит цена, читайте на сайте компании «Асфальт-Качество». Однако важно отметить, что именно объем работ (общая площадь объекта) имеет наибольшее влияние на цену за м2. Чем больше площадь, тем ниже будет стоить м2 работ и материалов.

Если вам нужен точный расчет стоимости для работ в Москве и МО — обратитесь к специалистам компании «Асфальт-Качество». А с наиболее популярными услугами из их прайса можете ознакомиться ниже.

Стоимость работ с материалами

Наименование работ (с материалом) Цена
Асфальтирование в Москве (мелкозернистая, тип Б, марка I) от 420 ₽/ м2
Демонтаж текущего + устройство нового асфальтового покрытия от 600 ₽/ м2
Ямочный ремонт дорожного покрытия от 570 ₽/ м2
Строительство дорог от 4 000 000 ₽/ км
Устройство песчаного основания от 90 руб/ м2
Устройство щебеночного основания от 190 ₽/ м2

Какие бывают дороги?

Это:

  1. Магистраль — состоит из не менее четырех полос шириной 3.75 метра каждая. Такие дороги не бывают без разделительной полосы, ее могут пересекать железнодорожные пути, на ней могут быть трамвайные рельсы и т. д. Другие дороги к ней на одном уровне не примыкают;
  2. Скоростная дорога — могут примыкать другие дороги, но не пересекать основное направление;
  3. Обычная дорога, которую могут пересекать другие дороги, велосипедные и пешеходные дорожки;
  4. Обычная дорога, где полосы шириной не 3.75 м, а 3.5 м — у таких дорог может не быть центральной разделительной части. У таких трасс может быть как 2, так и 2 полосы.
  5. Обычная дорога, ширина полос которой — 3 метра. Допустимо, что дорогу будут пересекать как трамвайные пути, так и железнодорожные линии.
  6. Дорога состоит из одной полосы шириной 4.5 метров и больше без разделителя. Ее могут пересекать любые дороги и дорожки.

Ровная дорога фото

Во сколько обходится километр трассы?

Магистрали, скоростные и обычные дороги с шириной полос 3.75 м относятся к дорогам I категории. 1 км для таких автострад стоит 52,3 млн рублей.

У дорог II категории ширина полосы — 3.5 м, в данном случае 1 км дороги стоит 42,5 млн руб.лей. Если ширина дороги — 3 м, это уже III категория и стоить 1 км будет 37,1 млн рублей. Есть еще самые обычные дороги общей шириной 4.5 м, 1 км таких дорог стоит 14 млн рублей. В среднем чиновники считают стоимость 1 км дороги за 28,85 млн рублей.

Как формируются цены строительства дорог?

Чтобы лучше понять, во сколько обойдется построить автодорогу, следует научиться понимать, чем отличаются между собой различные виды дорожных одежд.

Для сравнения предлагаем изучить таблицу, в которой мы представили основные виды покрытий, описание и цены строительства дорог.

  • Тип дорожных одежд
  • Описание
  • Цена
Капитальные усовершенствованные Подходит для трасс регионального и федерального значения I-II кат. Обладает значительной механической прочностью, что имеет большое значение для дорог с высокой нагрузкой. Служит до 15-ти лет. При строительстве применяется технология многослойного асфальтового покрытия. от 2000 ₽/м2
Усовершенствованные облегченные Применяется для автодорог III-VI категории и, по причине доступной стоимости строительства дороги, является самым востребованным в Московской области. Снижение цены достигается благодаря уменьшению количества асфальтобетонных слоёв или замещению их на щебеночные, обогащенные вяжущим. Такие трассы отличаются средним эксплуатационным сроком, однако выдерживают довольно высокие нагрузки. от 1200 ₽/м2
Переходные Может выступать в роли временных и технологических трасс или с перспективой на будущее. Нередко используется в качестве основания для возведения дорог VI-V категорий. Обладают высоким уровнем прочности. Требует обязательной обработки для упрочнения полотна. от 490 ₽/м2
Покрытие дорожное низшего типа Самый дешевый вид покрытия, для создания которого используются дешевые местные материалы (кирпичный бой, природный грунт, гравий). Подходит для устройства дачных и сельских дорог с невысокой интенсивностью движения. Для повышения технических характеристик используется технология рыхления грунта и обогащение его скелетными добавками. Требует регулярного обслуживания. Служит максимум 3 года. от 190 ₽/м2

Как у них?

Ровная дорога фото

Если сравнивать с зарубежными государствами, у России затраты намного меньше. Если у нас построить обычную дорогу II категории стоит 47.5 млн рублей, то в США — 270 млн рублей, в Канаде чуть поменьше — 233 млн рублей, в Китае — 226 млн рублей, а в Швеции уже 153 млн рублей.

Таким образом, разница в ценах со Штатами в более чем 5.5. раз. Правда, нужно учитывать и качество полотна, которое в России заметно уступает американскому или европейскому. Если в США и Германии треть дорог сделана из цементобетона, то в России используют менее качественный и менее долговечный асфальтобетон.

Ровная дорога фото

И еще нужно понимать, что заявленные официальные цифры серьезно отличаются от фактически потраченных в нашей стране.

Сколько стоит 1 км дороги в Германии?

При пересчете, в США 1 км дороги обходится в 127 млн руб., в Канаде — в 163 млн руб., в Германии — в 81 млн руб».

Сколько стоит 1 км дороги в Китае?

По его данным, средняя стоимость строительства 1 км дороги в Китае составляет $2,2 млн, в ЕС – $6,9 млн, в США – $5,9 млн. «В России согласно ФЦП средняя стоимость километра в 2010–2015 гг. составляет $17,6 млн, – приводит он цифры.

Сколько стоит ремонт 1 км дороги в Украине?

Средняя стоимость проектных работ текущего среднего ремонта дороги — порядка 10 млн грн за 100 км, проектирование капитального ремонта обойдется приблизительно в 1 млн грн за 1 км, реконструкции — 2-2,5 млн грн, строительства новой дороги — около 3 млн грн.

Сколько стоит 1 км дороги в Казахстане?

Строительство одного километра дороги в Казахстане стоит от 500 тысяч до двух миллионов долларов. Об этом сообщил председатель Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК Мереке Пшембаев, передает корреспондент Tengrinews.kz. «Что касается стоимости, это зависит от категорийности дорог.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://www.DriveNN.ru/journal/novosti/vot-skolko-stoit-kilometr-dorogi-v-rossii-i-ssha-id25697
  • https://rovnayadoroga.ru/remont/stoimost-kilometra-dorogi.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/927686-skolko-stoit-asfaltirovanie/
  • https://asfalt-kachestvo.ru/stroitelstvo-dorog-cena-za-m2.html
  • https://patriotmoto.ru/skolko-stoit-1-km-asfaltovoy-dorogi/

[/spoiler]