Определение по ПДД что означает проезжая часть?

ГОСТ обустройство автомобильных дорог

Государственные стандарты (ГОСТ) автомобильных дорог

Государственные стандарты прописаны в документе, который утверждается действующей властью. Все правила необходимо тщательно соблюдать для обеспечения безопасности. Это жестко контролируется органами местного управления. За несоблюдение существующих указаний существует жесткая система наказаний.

Разработкой такого документа занимается целый ряд государственных учреждений:

  1. Центр Государственной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, который занимается наукой и исследованием.
  2. Объединение «РосдорНИИ», которое занимается наукой и производством.
  3. Московский автомобильно-дорожный институт, который занимается наукой и исследованием.
  4. Государственный дорожный институт.
  5. Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова.
  6. Министерство транспорта Российской Федерации.

После рассмотрения данный документ утверждается и вводится в действие решением и Постановлением Госстандарта России.

Государственные стандарты дорог включают в себя следующие параметры:

  • покрытие проезжей части;
  • обочины и разделительные полосы;
  • дорожные знаки;
  • дорожные разметки;
  • дорожные светофоры;
  • дорожные ограждения и бортовой камень;
  • сигнальные столбики и маяки;
  • наружное освещение;
  • методы контроля

Они распространяются на все федеральные дороги, магистрали и улицы городов и всех остальных типов населенных пунктов не зависимо от типа дорожного покрытия. Все эти требования должны обеспечиваться организациями, в зоне ответственности которых находятся каждая из типов дорог. Если же было обнаружено, что некоторые участки дорог и улиц находятся в непригодном состоянии и не отвечают указанным нормам, их эксплуатацию необходимо приостановить до полного восстановления.

Чем является проезжая часть по ПДД?

В понятиях правил дорожных движений указано следующее обозначение: «Проезжая часть» — определяется, как элемент дороги, который назначен для проезда безрельсового транспорта.

Часто она покрыта асфальтом, однако это не является отличительной чертой проезжей части. По определению – это место, предназначенное для проезда автомобилей и мотоциклов.

Также она иногда оформляется другим материалом:

  • щебнём;
  • брусчаткой;
  • бутовым камнем;
  • может иметь обычную грунтовую основу.

Как распознать проезжую часть?

Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:

«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.

Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.

Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.

У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».

То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:

  • соседствуют с проезжей частью,
  • разделяются чем — то (знаками, або разметками, различными отметками) в части нахождения на одном уровне с проезжей частью для ТС;
  • могут являться крайней правой частью дороги;
  • но ни в коем случае не есть разделительной разметкой.

Полосы

Главным образом, для безопасности проезжие части дороги разделяют ограничительными линиями разметки на отдельные участки – полосы следования.

«Полосой следования» называется одно из параллельных направлений движения по проезжим частям, которые обозначены определёнными разметками, они обязаны иметь ширину, позволяющую безопасно продвигаться автомобилям, как минимум в одном направлении.

Особенная разметка

Продольная разметка (полосы, стрелки и другие отметки) определяют разные способы движения и порядок пересечения перекрёстков. В основном линии движения обозначаются белой линией.

Сплошная узкая полоса:

  • отделяет продвижение ТС в противоположных направлениях;
  • показывает границу полосы движения в критических местах для безопасности движения на дороге;
  • означает грань дороги, на которую въезд не разрешён;
  • также определяет место, где могут парковаться транспортные средства;
  • и окраину проезжей дороги, не относящейся к автомагистралям.

Эту полосу пересекать запрещено. Разрешается пересекать только для кратковременной остановки транспортных средств — на обочине или, в качестве исключения, при объезде препятствий.

Прерывистую разметку пересекать разрешается только в случае перестроения.

В случае отсутствия разделительной линии, водитель может сам сориентироваться с шириной полосы дороги, учитывая габариты собственного автомобиля, а также ТС, проезжающих рядом в обоих направлениях, не забывая брать во внимание также интервал между ними.

Дополнительные полосы на проезжей территории могут добавляться в местах подъема на возвышения дороги (или, например, эстакады).

Водитель не имеет право двигаться по левой полосе, если свободна правая часть дороги.

Обустройство проезжей части

Инженерные образования дорожных покрытий обычно разделяют по принципу укрепления на жёсткие (железобетонные) и прочие.

Дорожные слои по организации могут состоять:

  • из укатанных сыпучих материалов, набирающих прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки) — они удерживают отдельные частицы в слое;
  • из асфальтовых и бетонных составов, которые образуют монолитные смеси после укладки, уплотняются и затвердеваются;
  • монтируемые смешанные цементобетонные сборки из плит.

Основным качеством дорожных покрытий есть её безопасность, поэтому очень важно использовать более экономичные технологические приемы, как и комплексную механизацию.

Чтобы сделать упрочнённый грунт для дорог необходимо:

  • смешать песок с глиной в соответствующих частях;
  • далее смесь замешивают с цементом. Этот раствор укладывают на месте, толщина слоя в результате должна быть не меньше 6 см., а может больше;
  • сверху предыдущего покрытия эту дорогу накрывают небольшим количеством битума — он не даст быстро утратить влагу грунту, пока не схватится цемент;
  • существует современные смеси, называемые «макадам», которые состоят из некоторых слоёв щебёнки. Укладывая их — нужно пропитывать водой, а затем как можно тщательней укатать дорожным катком;
  • затем сверху насыпают и укатывают слой мелкозернистого щебня — это будет надёжным и достаточно прочным покрытием.

Остановка

Согласно правилам дорожного движения, стоянка или остановка возможны только под разрешающими знаками. Если же вдруг, они отсутствуют — останавливаться можно только на самом крайнем положении дороги или на обочине, дабы не иметь возможность препятствовать продвижению другого транспорта.

В крайнем случае, на короткое время можно уйти как можно правее и остановившись, включить аварийку.

Обозначение грунтовых дорог на карте

Изображение улучшенной грунтовой дороги на карте сопровождается обозначением добавки, которая использовалась для укрепления грунта при ее сооружении, а также ширины трассы. При этом ширины необходимо подписывать только на участках, где проезд возможен только по самой грунтовке — в лесу, на болоте и в подобных местах.

В случае, если грунтовая дорога пролегает в малообжитом и труднодоступном районе, ее изображение на карте может сопровождаться уточняющими подписями, характеризующими проходимость. Например: «Движение автотранспорта возможно с июня по октябрь со скоростью до 50 км/ч». Также на карте должны быть отражены транспортные развязки, стоянки для автомобилей и придорожные сооружения.

Правильный выбор ширины грунтовой дороги любой категории очень важен для ее комфортной и беспроблемной эксплуатации в течение всего срока службы. Если вы собираетесь делать грунтовку самостоятельно, вопросу о том, какой она будет, следует уделить особое внимание. При этом учитывайте предполагаемую интенсивность движения и срок службы трассы.

Если позволяет ваш бюджет, лучше сделать двухполосную дорогу шириной не менее семи метров. Если вы ограничены в средствах, вы можете остановиться на однополосном варианте шириной от двух до пяти метров. Однако имейте в виду, что такая трасса быстрее приходит в негодность, и ей будет чаще требоваться ремонт, поэтому в итоге затраты могут даже превзойти расходы на обслуживание более широкой грунтовой дороги.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог улиц, городов и других населенных пунктов

Что касается проезжей части, тротуаров, велодорожек, а также пешеходных участков, парковочных, остановочных мест и всей необходимой разметки, то они всегда должны быть чистыми, четко очерченными и не содержать посторонних предметов, не касающихся их обустройства.

Проезжая часть, а точнее ее покрытие, должно быть гладкое, без трещин, выбоин и ям, которые затрудняют движение транспортных средств. Существует градация допустимости повреждения автодорожного полотна и сроки для их устранения. С ними можно детально ознакомиться в документе «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы» ГОСТ Р 50597-93.

Согласно нормам снегоочистительные работы в зимний период должны проводиться регулярно, в течение 4-15 суток в зависимости от сложности участка и количества выпавших осадков. Устранение скользкости покрытий как на проезжей части, так и на пешеходной зоне должно проводиться в течение 4 суток. Существует определенные правила для снегоочистительных работ: счищенный с покрытия снег должен упаковываться в специальные лотки или на разделительную полосу с разрывами шириной 2-2,5 метра.

Есть определенные требования к люкам. Все они должны быть плотно закрыты и не препятствовать безопасному передвижению автотранспорта, велосипедистов и пешеходов. В случае каких-либо повреждений территория вокруг них должна быть ограждена, и произвести замену или ремонт необходимо в течение 3-х часов.

К трамвайным и железнодорожным рейсам, которые проходят в черте города на проезжей части или на пешеходной зоне, есть определенные требования: отклонение головки рейса не должно превышать более 2 см относительно дорожного покрытия.

Покрытие проезжей части

В зависимости от интенсивности движения на дороге ее могут покрывать различными типами покрытий.

Для первой категории дорог необходимо усовершенствованное капитальное покрытие. К такому относятся:

  • цементобетонные;
  • асфальтобетонные;
  • щебеночные, которые обработаны достаточно вязкими битумами и дегтями;
  • брусчаточные или мозаичные мостовые на каменной или бетонной основе.

Для второй категории: усовершенствованное капитальное или облегченное покрытие, которое создается из гравийных или щебеночных смесей, перемешанных с органическими вяжущими материалами из холодного асфальтобетона или грунта, который обработан вязким битумом.

Для третьей и четвертой категории: усовершенствованное капитальное или облегченное переходное покрытие, которое состоит из щебеночных каменных материалов, шлаковых гравиев из грунтов и местных слабых материалов, которые обрабатываются жидкими органическими вяжущими средствами.

Для пятой категории дорог: интенсивность движения, на котором в течение суток не превышает 50 автомобилей, позволяется оставлять без «одежды». Достаточно их укрепить местными материалами.

Обочины и разделительные полосы

Под разделительной полосой понимают элемент дороги, который разделяет ее на несколько частей и разграничивает поток транспорта, который движется в противоположных направлениях. Сам этот участок может быть в виде двух белых линий, полосы, засаженной травкой или насыпи. Он запрещен для движения и парковки, а также имеет определенную ширину.

Обочина – это крайняя часть дороги, на которой, как правило, запрещено движение автотранспорта, но разрешена парковка и стоянка. Она должна иметь отличие в типе покрытия от проезжей части или выделяться с помощью разметки.

Дорожные знаки

Абсолютно все дороги для автотранспорта, улицы, а также дороги городов и каждого населенного пункта должны быть оснащены дорожными знаками, которые изготавливаются по ГОСТ 10807 и размещаются по ГОСТ 23475. Поверхность каждого знака должна быть четкой, хорошо различимой с определенного расстояния, а также она должна всегда быть чистой и без повреждений.

Кроме того определенные знаки должны быть покрыты светоотражающим покрытием для максимальной видимости их в темное время суток. В постановлении указана необходимая и допустимая насыщенность и яркость для каждого цвета, используемого в дорожных знаках.

Дорожная разметка

Что относительно этого элемента, то она должна быть различима и хорошо видна на проезжей части, а также и на других участках дорог. Ее выполнение проходит соответственно ГОСТ 13508, а нанесение согласно ГОСТ 23457.

Кроме этого, утверждаются определенные схемы, которые указывают, как правильно наносить разметку. Также как и дорожные знаки, она должна иметь определенную яркость.

Дорожные светофоры

Устройство и работа светофора должна соответствовать стандартам ГОСТ 25695, а размещение и режим работы – ГОСТ 23475. Весь светофор должен быть исправным и работать согласно указанному графику, свет должен быть четко виден с расстояния 50 м, также нанесенные на него символы.

Дорожные ограждения и бортовой камень

Опасные участки дорог, дороги, расположенные на мостах и путепроводах, должны быть оснащены защитными ограждениями, согласно ГОСТам 25804, 23457, СНиП 2.05.02. и 2.05.03. Все, кроме ограждений, которые покрыты цинком, должны быть помечены в определенный цвет.

Если бортовые камни имеют разрушения, трещины или видимые повреждения, они незамедлительно подлежат замене, которая должна быть произведена в течение не более чем 24 часов.

Сигнальные столбики и маяки

Их монтаж проходит согласно требованиям ГОСТ 23457. Если на улице светло, то они должны быть замечены с расстояния 100 м и должны быть окрашены, иметь вертикальную разметку и светоотражатели, которые отвечают требованиям ГОСТ 13508.

Сколько проезжих частей может включать в себя дорога?

Изучив ПДД, перейдем к вопросу возможного количества проезжих частей на дорожном полотне. Итак, стоит отметить, что здесь огромное значение имеют разделительные полосы. Именно они осуществляют деление дороги на проезжие части. В основном, дорогу разделяют на две проезжие зоны. Цель такого разделения – повышение уровня безопасности для участников дорожного движения. Но есть достаточно много дорог, разделенных на четыре проезжие части.

Фото дороги с проезжими частями, odintsovo.info

Главной дорогой в таком случае считаются две центральные полосы, а стоянки, остановки и прочие маневры выполняются на боковых частях. Саму проезжую зону делят на две полосы. Это необходимо для совершения обгона транспортного средства и разъезда автомобилей. Стоит отметить, что, помимо автомобилей, мотоциклов, по этой зоне могут также передвигаться велосипедисты и пешеходы (если рядом отсутствует тротуар и велосипедная дорожка).

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Дорога вне города

Ширина полосы движения, м Категория дороги Описание
4,5 V Дорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.
3,75 IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами) IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России.
II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5 II (с 4 полосами), III II (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).
3 IV Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://rovnayadoroga.ru/dorogi/gost-avtomobilnye-dorogi.html
  • https://autopravilo.ru/pdd/proezzhaya-chast-opredelenie-po-pdd.html
  • https://social-kansk.ru/shtrafy/shirina-dorogi.html
  • https://carnovato.ru/shirina-proezzhej-chasti-dorogi-pdd/
  • https://pddmaster.ru/interest/razmer-polosi.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  • https://carnovato.ru/shirina-polosy-dvizhenija/

[/spoiler]